Универсальность
Учитывайте в одной программе любую технику: автотранспорт, строительные машины, малую механизацию. Собственную и арендованную.
Программа для планирования, учета и контроля работы автотранспорта, строительной и спецтехники, расхода ГСМ, запчастей и прочих эксплуатационных расходов
ES: Учет машин и механизмов
Основные возможности и преимущества
Выбрать лицензию или заказать демоверсию
Какие участи учета возникают при эксплуатации техники
Проблемы учета и наша специфика
Как правильно организовать учет
Подробно о функциональных возможностях
Ключевые преимущества. Почему это стоит попробовать
Для кого
Программа ES: Учет машин и механизмов предназначена для ведения управленческого учета в компаниях, эксплуатирующих автотранспорт, специальные машины и механизмы:
Это решение совмещает в себе функциональные возможности сразу нескольких отдельных программ:
Программа ориентирована прежде всего на малые и средние компании с автопарком техники до 150 единиц, но может использоваться и крупных компаниях при разделении учета по структурным подразделениям (автоколонны, управления механизации и т.п.). Она отлично подойдет:
Функционал программы будет полезен диспетчерам, экономистам, бухгалтерам, начальникам строительных участков, менеджерам, руководителям проектов.
По функциональным возможностям программа ES: Учет машин и механизмов, а порой и опережает многие решения на платформе 1С! А по простоте, удобству и скорости ввода данных превосходит любые из них!
Учитывайте в одной программе любую технику: автотранспорт, строительные машины, малую механизацию. Собственную и арендованную.
Планируйте работу техники, доходы и расходы. Учитывайте объемы работ и услуг, выручку, топливо (по топливным картам и складам), ГСМ, запчасти, ремонты, табель, штрафы, рассчитываете зарплату и многое другое.
Сократите трудозатраты на ведение учета и ускорьте работу диспетчеров! На выписку путевых листов уходит до 10 меньше времени!
Узнайте какую прибыль (убыток) приносит каждая единица техники! Анализируйте расходы на топливо, ремонты, запчасти и т.д.
Отслеживайте переработки и ведите суммированный учет.
Не задумывайтесь о корректности данных. Поиск ошибок осуществляется автоматически.
Работать в программе сможет даже неопытный пользователь. Сэкономьте деньги на обучении.
Но если чего-то не хватает, добавляйте свои поля, реестры, диаграммы и отчеты, формы путевые листов и рапортов. Без привлечения разработчика!
И никаких расходов на дополнительное ПО, администрирование и т.д.
ES: Учет машин и механизмов?
Отлично!
Или в течение месяца поработать с демоверсией и лишь затем принять решение о покупке.
Фрагменты функциональных возможностей из видеообзоров
В разделах ниже Вы сможете узнать:
Какие участки управленческого учета возникают при эксплуатации техники
При эксплуатации техники возникает достаточно много участков управленческого учета, которые обычно ложатся на плечи сотрудников транспортного подразделения.
Для бухгалтерии необходимо регулярно предоставлять:
Для руководства организации, планово-экономических служб и для самоанализа и самоконтроля деятельности подразделения нужно регулярно формировать:
На первый взгляд кажется, что для того, чтобы вести вышеописанные участки учета и формировать отчеты и документы, надо создавать целый отдел.
Уверяю вас, что с помощью программы ES: Учет машин и механизмов можно обойтись вообще без привлечения дополнительных сотрудников!
Проблемы и специфика УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА в компаниях, занимающихся эксплутацией и арендой автотранспорта и спецТЕХНИКИ
На рынке существует много компьютерных программ для учета автотранспорта и спецтехники, которые обладают сходными функциональными возможностями: выписка и учет путевые листов, учит топлива, запчастей, формирование актов и т.д.
Многие из этих программ могут быть интегрированы с бухгалтерской программой, например 1С. И это подается как сильное конкурентное преимущество. Но это может быть и недостатком.
Дело в том, что такой подход рассчитан на идеальный бизнес-процесс:
Что происходит на самом деле.
1. Объективные проблемы с учетом отработанного времени и с соблюдением требований трудового кодекса
2. Проблемы с расчетом и начислением заработной платы
В бухгалтерской программе обычно вышеописанные "заморочки" не отражаются. Там все проще: оклад + премия (КТУ) + доплаты.
То есть компании фактически ведут двойной учет - реальная ЗП рассчитывается в управленческом учета, а в бухучете сумма к выплате подгоняется под рассчитанную в "управленке" размером премии.
3. Проблемы с учетом пробега и списанием топлива по нормам
В результате компания не может вписаться в установленные нормы списания топлива для уменьшения налогооблагаемой базы и также вынуждена частично вести двойной учет по списанию топлива.
4. Проблемы с оформлением документов
Часто техника работает на удаленных объектах или "в поле", поэтому ночует непосредственно на объекте строительства и не возвращается в гараж неделями. В результате путевые листы оформляются самими водителями и машинистами на типовых бланках не полностью и с ошибками, а конце месяца пачками сдаются в бухгалтерию и никто их уже не исправляет.
5. Проблемы с учетом расходов на эксплуатацию техники, юридически не оформленной на компанию
Часто в компаниях (обычно малого и среднего бизнеса) эксплуатируется техника, юридически на компанию никак не оформленная. На нее идет расход топлива и запчастей, но в официальном учет это отражать нельзя. Приходиться распихивать эти расходы на другие единицы.
Резюме
В результате несоответствия идеального и реальных бизнес-процессов у компании, эксплуатирующей технику, есть 3 альтернативы:
В следующем разделе мы рассмотрим какие у компании есть варианты.
вОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА работы техники И ВЗАИМОСВЯЗЬ управленческого и БУХГАЛТЕРСКого УЧЕТа
На каком программном обеспечении можно организовать управленческий учет деятельности компании, связанной с эксплуатацией техники?
Стандартная конфигурация бухгалтерской программы, например 1С: Бухгалтерия, не содержит функционала, специфичного для учета эксплуатации машин и механизмов и все что с этим связано:
Возможные действия организации в этой ситуации:
В этом случае даже при наличии импорта/экспорта из/в 1С неизбежен двойной учет. Здесь надо индивидуально оценивать трудоемкость учета и подходят ли вам функциональные возможности этой программы. Конкуренция между разработчиками - это хорошо для Вас. Качество лучше, цены ниже. Поэтому хочу перечислить конкурентов, из тех которые мне попались на просторах рунета: Автоплан, Лайтик Автопредприяти. Посмотрите и эти решения.
На мой взгляд самый рациональный путь для малого и среднего бизнеса – остаться на стандартной конфигурации 1C: Бухгалтерии, а всю специфику, связанную с учетом эксплуатации машин и механизмов вынести в Excel. Для этого и создано решение ES: Учет машин и механизмов.
Программа ES: Учет машин и механизмов не приведет к ведению двойного учета. Функционал программы дополняет бухгалтерскую программу, а не дублирует ее. Из бухгалтерской программы лишь выгружаются лишь данные о поступлении запчастей, ГСМ, прочих ТМЦ.
А вот в обратную сторону поток информации намного больше. Для нужд бухгалтерского учета в программе ES: Учет машин и механизмов ведутся и формируются реестры и документы:
Подробно о Функциональных возможностях программы ES: Учет машин и механизмов
Журналы учета
В программе можно осуществлять:
Справочники
В программе ведутся следующие справочники:
Документы
В программе можно автоматически сформировать следующие документы:
Отчеты
В программе можно за любой учетный период времени сформировать следующие отчеты:
Средства контроля ошибок и нарушений
ES: Учет машин и механизмов бережет время пользователей, поэтому сама проверяет данные на наличие ошибок и нарушений:
Ошибки – это неверно введенные данные. Например:
Программа автоматически находит ошибки во введенных данных и сообщает пользователю их точное местонахождение (название листа, номер строки и столбца).
Нарушения – это все что связано с отклонением от нормы. Например:
Вы можете настраивать порог чувствительности после которого программа начнет предупреждать о возможном нарушении, например предупреждать если перерасход превысил норму на 10%.
Юзабилити
ES: Учет машин и механизмов очень эргономична.
Внешний вид программы – обычная рабочая книга Excel. Никаких дополнительных меню, оконных форм, панелей инструментов, минимум кнопок. Это позволяет преодолевать часто встречающийся саботаж со стороны сотрудников, сопротивление каким-либо инновациям, нарушающим их привычный уклад работы. Требуется минимум времени, чтобы освоить программу и начать вести учет.
Ключевые возможности:
Ключевые конкурентные преимущества. Почему это стоит попробовать
1. Программа в разы повышает производительность труда сотрудников занятых учетом.
В программе применяется противоположный общепринятому способ ввода данных путевых листов.
Обычно каждый путевой лист создается и заполняется в диалоговом окне и затем сохраняется в реестре. Здесь наоборот – данные вносятся непосредственно в реестре и на основании них можно сформировать и распечатать путевой лист. Что это дает?
Пример
Представьте, что ежедневно на линию выходят 50 самосвалов. На практике в период вахты им управляют один или два водителя, за машиной закреплена одна и та же топливная карта. И в течение нескольких дней машина используется на зачастую на одном и том же объекте.
Для того чтобы ввести путевки по всему автопарку в этом случает достаточно скопировать-вставить все 50 строк из предыдущего дня - большинство реквизитов путевок будет заполненного. Причем начальный пробег и начальный остаток топлива перенесется автоматически. Надо только сменить дату в одно листа и "растащить" ее на остальные , на жать на кнопку "Печать". На оформление и печать 50 путевых листов уходить 2-3 минуты! (плюс время работы принтера). вместо одного часа как в других программах.
Это и другие фирменные «фишки» увеличиваю скорость ввода данных и подготовки документов в программе в 3-4 раза выше, чем у аналогичных, что позволяет снизить трудозатраты, т.е. расходы организации. Там, где требовалось 3 сотрудника теперь будет достаточно одного!
Если у вас вообще не велся управленческий учет, можно распределить обязанности по его ведению на существующих сотрудников без приема новых.
Со временем программа ES: Учет машин и механизмов становиться любимым инструментом диспетчера и главного механика, поскольку экономит им массу времени на подготовку отчетов для руководства и бухгалтерии. А затраты на покупку фактически окупаются за 1 месяц после внедрения.
2. Функциональные возможности программы шире, чем у многих других
Здесь есть функционал, нужный:
Здесь есть уникальная возможность ведения (с минимальными трудозатратами) параллельного учета путевых листов для решения проблемы перебора времени при суммированном учете рабочего времени, проблемы списания топлива перерасходованного вне или сверх нормативов.
Программа позволяет вести учет стоимости оказанных услуг в различных единицах измерения, а не только в машино-часах.
Также есть возможность рассчитывать зарплаты водителей и машинистов несколькими различными методами внутри одного отчетного месяца.
3. Низкие затраты на внедрение и сопровождение
4. Возможность модернизации
ES: Учет машин и механизмов - это и готовое решение (бери и пользуйся) и открытая платформа одновременно. Вы можете самостоятельно модернизировать ее, добавив свои справочники, реестры учета, отчеты, документы, сводные таблицы, путевые листы и т.д. Но поскольку функционал программы "обкатывался" в реальных бизнес процессах в течение 6 лет, то больших доработок и не потребуется. Думаю, что основной функционал, который действительно нужен, в ней уже есть.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Программа ES: Учет машин и механизмов работает в MS Excel 2010 и выше.
В ней не используются сводные таблицы по причинам, описанным здесь. Все вычисления построены на "тяжелых" формулах массивов. Но за счет набора фирменных трюков ExcelSoft работают довольно шустро.
Тем не менее, Excel не является СУБД и не предназначена для обработки большого количества данных и у всего есть границы.
Много - это сколько?
Самой часто используемой и самой «тяжелой» таблицей программы является реестр путевых листов. В таблице более 100 столбцов и много формул. Но часть машин и механизмов не требует оформления путевых листов (дизель-генераторы, компрессоры и т.п.) поэтому будут учитываться в отдельном реестре.
Допустим в вашей компании 150 единиц машин и механизмов, в том числе 120 единиц - требуют оформления путевых листов. Если 70% из них ежедневно выходят на линию, то в год в реестре путевых листов накопиться около 30 тысяч записей. Это рекомендуемое граничное значение до которого пользователю будет комфортно работать с реестром путевых листов. Если записей больше , то под конец года в Excel может начать подтормаживать функция автофильтра. Впрочем, многое зависит от производительности вашего компьютера. Я даю рекомендации исходя из производительности средних по мощности ПК: встроенная видеокарта, 8 ГБ ОЗУ, Intel Core i3. Попробуйте поработать с демоверсией на своем ПК и сделайте выводы сами.
Один из вариантов решения проблемы - разбить парк техники на подразделения (автоколонны) и вести каждое в отдельном файле программы. Например автотранспорт – в одном, спецтехника в другом.
Общая рекомендация:
Если у вас за 1 год в реестре учета путевых листов накапливается более 20-30 тысяч строк, оптимально вести учет в файле программы в течение одного года.
На следующий нужно будет создать копию файла, очистить реестры учета, перенести конечные остатки (пробег на конец года, остатки топлива и т.д.) из старого файла в новый как начальные и продолжить вести учет в новом файле.
У этого варианте есть недостаток - нельзя автоматически сформировать отчеты более чем за 1 год. Придется собирать его из отчетов нескольких файлов. Но как часто вы делаете отчеты за несколько лет?
У нас предприятия чуть ли каждый год встречает в новых экономических условиях – новые налоги, новый курс рубля и т.д. Поэтому данные за разные годы не сопоставимы. Зато есть и плюсы: сохранили файл, зашифровали и убрали в архив, подальше от посторонних глаз. Если данные вашего учета окажутся в руках недобросовестного сотрудника или третьих лиц им достанутся данные максимум за 1 год. А попробуйте в 1С обрезать базу данных одним годом?
ПРИМЕРЫ УСПЕШНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Первая версия была разработана в 2009 г. для компании, сдающей технику в аренду. За 10 лет программа эволюционировала до многофункционального решения, которое «закрывает» большинство участков управленческого учета на типичном транспортном участке типичной российской строительной компании с минимальными затратами. Это 5 версия программы не считая многочисленных обновлений.
Ниже описаны 2 примера, когда программа выручила компанию с неожиданной стороны или существенно повлияло на ее работу.
Кейс №1
Проблема
В ходе выездной проверки налоговики потребовали от предприятия предоставить отрывные талоны от путевых листов по форме 4П и копии рапортов строительных машин (в проверяемый период компания брала много техники в аренду).
К сожалению, отрывные талоны при переезде офиса потерялись. Надо срочно восстанавливать.
Как на зло компания, которая предоставляла технику в аренду находилась в процессе ликвидации, документы уничтожены, в штате остались только директор и бухгалтер, которые не готовы решать чужие проблемы. И предложили подготовить путевые листы своими силами, а они организуют подписание.
Итак на старте имелись:
Задача: за 5 дней «творчески» восстановить 6,5 тысяч путевых листов.
Результат. С помощью программы ES: Учет машин и механизмов и небольшого шаманства с функцией Excel для генерации случайных чисел задача была выполнена в срок и качественно силами 2 человек, а компания избежала доначислений налогов.
Можно ли было решить эту проблему с помощью любой другой программы в заданных условия?
Сильно сомневаюсь.
Кейс №2
Исходные данные
Строительная компания имела в своем составе транспортный участок с более чем 80-ю единицами техники. Затраты на эксплуатацию техники составляли значительную часть себестоимости строительных работ.
Финансовый результат по каждому объекту строительства рассчитывался на основании данных бухгалтерского учета. Затраты транспортного участка собирались на 25 счете (общепроизводственные расходы) и в соответствии с учетной политикой распределялись на 20 счет (основное производство) в разрезе строительных объектов пропорционально ЗП основного производственного персонала.
Работникам занятым на том или ином объекте по завершении объекта выплачивалась премия, размер которой зависел от финансового результата по объекту.
Проблема
Как показал анализ, распределение затрат транспортного участка пропорционально ЗП основных рабочих приводило к огромным искажениям финансового результатов по объектам и приводил к классическому «наказанию невиновных и поощрению непричастных». Почему?
У компании были объекты в Москве и в области. В Москве из-за стесненных условий и большого количества подземных коммуникаций использование спецтехники было ограничено, а доля ручного труда в себестоимости была значительно выше, чем при работе в «поле».
В результате применение бухгалтерского метода распределения затрат транспортного участка пропорционально ФОТ основных рабочих, предусмотренного учетной политикой организации, оказался не просто необъективным, но еще и усугубил ситуацию.
Решение
Для организации были разработаны внутрифирменные расценки на услуги транспортного участка и внесены в программу ES: Учет машин и механизмов.
Функционал программа позволяет с минимальными трудозатратами организовать ведение учета об отработанных машино-часах по каждой единице технике и автоматически формировать отчет о внутренней выручке (себестоимости) транспортного участка в разрезе строительных объектов.
В результате бухгалтерия стала распределять затраты, накопленные на 25 счет на основании справки ПЭО, формируемой в программе, а учет финансовых результатов по объектов и поощрение сотрудников стало стал объективным.